Выноска со стрелкой вниз: КАК НАЙТИ И СОХРАНИТЬ СВОЕ ПЕРВОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО? 

 КАК ИСКАТЬ РАБОТУ?

    Если Вы оказались перед выбором дела жизни, прежде всего, четко определите для себя, будете ли вы продолжать обучение или пойдете работать. Реально оцените свои способности и возможности. Ознакомьтесь с положением дел на рынке труда города и области. Соберите информацию об учебных заведениях по предстоящей работе. Не считайте жизненной целью конкретную должность или специальность. Выберите сначала направление. Помните: лучше быть отменным рабочим, чем средним специалистом. Будьте готовы к конкуренции и всевозможным неудачам. Составьте для себя четкий план поиска работы. Используйте любую возможность получить дополнительную специальность.  Не тяните с трудоустройством.  Опыт  и знания имеют  свойство забываться.  Будьте активны  и настойчивы.  

Открываются только те двери, в которые стучаться!

    Выпускник часто выходит из профессионального учебного заведения с общей установкой, найти работу по прописанной в дипломе специальности. Бесперспективно искать место «просто юриста» или «просто экономиста». Это еще не ориентир. Необходимо определиться со сферой деятельности, должностью и  возможными функциональными обязанностями. А самое главное – определить, что соответственно кандидат может предложить работодателю.

    Вторая большая проблема выпускников – неумение выделить и сформулировать собственные  знания  и  навыки по желаемой профессии, а также сильные стороны своей личности.

    Выпускники профессиональных учебных заведений испытывают трудности в формулировании собственных навыков при заполнении анкеты, лишь каждый десятый грамотно готовит резюме.

    «Ахиллесова пята» выпускников – отсутствие опыта работы. Это должно компенсироваться, кроме хороших академических оценок, навыками самопрезентации, знанием технологий эффективного поиска работы.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ОПЫТ?

    Опыт - вожделенное слово для кадровика и руководителя фирмы. Из чего же складывается опыт? И зависит ли он от имеющегося стажа работы?

    Любой опыт в любой сфере состоит из знаний, умений, навыков мотиваций человека. И на любом этапе жизни человек имеет определенный опыт.
    Основная хитрость состоит в том, чтобы выделить те главные знания и умения, которые у вас есть и которые должны быть в наличии при исполнении тех или иных должностных обязанностей. А посему выпускнику необходимо четко представлять, какие конкретные умения, знания нормативных документов, компьютерные программы, контакты, источники информации использует работающий специалист в той сфере деятельности, в которую вы планируете попасть. Неплохо знать, какими отличительными личными качествами обладает профессионал.
    Спрашивайте, не стесняйтесь, консультируйтесь у опытных и удачливых. Тот перечень будет для вас конкретным списком, с которым вы сопоставите собственные умения и знания.

    Итак, знания! Уровень ваших знаний могут охарактеризовать ваши академические оценки, сведения об успешной защите курсовых и дипломной работ, публикациях, участие в научной работе, сертификаты различных курсов и, конечно, самообразование.
    Сложнее определить собственные умения. Для этого придется с карандашом в руке перебрать в памяти все предшествующие достижения и результаты деятельности в профессиональной сфере, сформулировать конкретные примеры из жизни, которые наглядно демонстрируют эти умения.

    Осознание своих достижений поможет понять, что у вас широкий выбор умений. Достижением является успешный результат деятельности: отличные оценки, благодарственные письма, публикации, внедренные проекты, выступления, организованные мероприятия, выявленные и устраненные недостатки, разработанные бизнес-планы, позитивные изменения в результате ваших действий и т.д.
    Особое внимание уделите компьютерной грамотности, которая сегодня является неотъемлемой частью профессиональной карьеры.

    Умения, отработанные неоднократно, становятся навыками! Возможно, у вас уже сформировались организаторские и коммуникативные навыки, навыки отработки информации, в т.ч. и на компьютере, навыки самообразования и т.д.
    Составной частью опыта являются и личностные особенности, которые и придают опыту либо позитивную, либо негативную окраску.

 КАК ПРОИЗВЕСТИ ВПЕЧАТЕЛНИЕ НА РАБОТОДАТЕЛЯ?

    Молодые   специалисты,   полные   идей   и   энергии   чаще   всего  сталкивается с  отказом  работодателей  по причине  отсутствия  стажа  и опыта  и долгое время не могут найти себе работу по специальности.

    Что  может противопоставить  молодой соискатель  навыкам и послужному списку профессионала? Как вести себя выпускнику на собеседовании, чтобы убедить работодателя в своей перспективности и компетентности?

1. Постарайтесь  “держать лицо”.   Поскольку  навыков  и опыта,  которые   можно было  бы  оценить,  у  вас  еще  нет,  то  особое  внимание  будет  обращено  на  общее впечатление от вас.

2. Подготовьтесь к встрече. Соберите информацию об интересующем вас предприятии, продумайте вопросы, серьезно отнеситесь к внешнему виду. Продемонстрируйте хорошую осанку, открытую улыбку, внятную речь. И, разумеется, прямой взгляд:  пряча глаза от собеседника, вы вряд ли докажете ему свою уверенность и коммуникабельность. Иногда недавние студенты, еще не растерявшие легкомыслие молодости и дух авантюризма, выбирают вакансию не мотивировано, как говориться “наобум”. Кстати, ненадежность одна из причин, по которой работодатели избегают принимать молодых. Претендуя на ту или иную должность, вам необходимо будет показать, насколько точно вы понимаете суть будущей работы. Докажите, что ваш выбор сознателен и не случаен. Объясните своему будущему начальнику, почему вы хотите заниматься именно этой работой, убедите его в том, что она вам интересна и будет выполняться эффективно.
    Часто у молодых претендентов даже стандартные вопросы вызывают  психологические сложности. Отбросьте излишнюю нервозность, не ведите себя скованно во время разговора с работодателем, говорите с ним спокойно, но без фамильярности. Ведь в первую очередь, он ждет от вас стремления к победе, уверенности в себе и „взрослого“ стиля общения. В конце — концов, даже если вы чем – то не подойдете для этой фирмы или предприятия, это не означает вашего профессионального краха. Зато вы получили ценный опыт. Проанализируйте свои ошибки и в следующий раз ведите себя увереннее и свободней. Опытные кадровики советуют проявить на собеседовании честность. Не нужно пытаться убедить других в том, чего нет на самом деле. Многие молодые люди стремятся всячески продемонстрировать свое “я”, преувеличивая способности и успехи. Помните, большинство руководителей неплохие психологи, они легко почувствуют малейшую фальшь. Говорите о себе сдержанно и просто. Даже если требуемые для работы качества у вас есть только в самом „зачатке“, хороший интервьюер это заметит.  Но в то же время, сам себя не похвалишь – никто не похвалит. Переберите в уме свои личные качества и навыки, которые могут пригодиться в будущей работе, отметьте сильные стороны и не забудьте упомянуть о них на собеседовании. Подготовьте возможные аргументы в пользу своего возраста. Да, вы молоды, но молодость имеет ряд неоспоримых достоинств: 


    Только не перечисляйте нудно и методично все свои достоинства, вы уже написали о них в резюме. Гораздо убедительнее прозвучат примеры. Расскажите работодателю, например, о том, как вам нужно было в короткий срок освоить компьютер. Вы с огромным желанием несколько недель просиживали за ним после учебы, а в выходные шли к своему другу-компьютерщику, чтобы разобраться в работе незнакомой системы. Такой рассказ произведет впечатление. Не следует огорчаться, если на первых порах вам предложат не очень высокую зарплату. Докажите, что ваши способности, образование не менее, а может, и более значимы, чем многолетний опыт, солидный послужной список. Это сложно, но осуществимо. Тогда работодатель поймет, что опыт — дело наживное и даст вам “зеленый свет”.

КАК СОХРАНИТЬ РАБОТУ?

    Что может помешать закрепиться на новом месте?

•   неумение управлять собой;
•   отсутствие ценностных ориентаций;
•   смутные личные цели;
•   нежелание заниматься саморазвитием;
•   недостаточность навыка в решении проблем;
•   слабое творческое мышление;
•   неумение влиять на людей;
•   недостаточное понимание труда коллег;
•   плохие организаторские способности;
•   низкая способность к обучению;
•   трудности вхождения в коллектив.

    Что не должен делать новичок?      


•   опаздывать;
•   делать преждевременные выводы;
•   сваливать вину на других;
•   ссылаться на неосведомленность;
•   откладывать работу;
•   концентрировать внимание только на зарплате;
•   выступать с революционными предложениями;
•   бояться задавать вопросы о прямых обязанностях;
•   поддаваться панике.

Шпаргалка для выпускника.

Подсказка первая: "РАБОТАЙ!"

Если хочешь, чтобы тебя принимали всерьез – добросовестно выполняй свои обязанности, работай наравне со всеми. Ни в коем случае не принимай поблажек типа: "Ты еще маленький, неопытный, еще научишься…". Взрослей! "Детям" с продвижением по служебной лестнице не везет.

Подсказка вторая: "НЕ ГОВОРИ МНОГО!"

Говори по существу. Больше слушай. Думай, что и как ты говоришь, стараясь предугадать, как твои слова будут восприняты.

Подсказка третья: "НЕ НАВЯЗЫВАЙСЯ!"

Не приставай к коллегам с изъявлением нежной дружбы. Не задерживайся на работе без надобности. Сделал дело – уходи смело! Категорически противопоказано без приглашения являться на всевозможные служебные сборы.

Подсказка четвертая: "НЕ ХВАЛИСЬ!"

Не делай даже в шутку таких заявлений: "Мне еще 19, а я уже…".  Держи самомнение при себе.

Подсказка пятая: "ОПРАВДЫВАЙ ДОВЕРИЕ!"

Старайся соответствовать требованиям и стилю работы своей организации. Учись негромко и спокойно разговаривать. Пополняй свой словарный запас.

Подсказка шестая: "ЧУВСТВО МЕРЫ – БОЖИЙ ДАР!"

Избегай крайностей: помогая, не переусердствуй. Грань между вежливой предупредительностью и раболепием очень тонка.

Подсказка седьмая: "НЕ ЗАДИРАЙ НОС!"

Не гнушайся так называемой "черной работы", она тебе не повредит и позволит проследить процесс производства с самого начала.

Желаем удачи!!!